Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Тормозной диск

Эффективные тормоза - основа безопасности дорожного движения. В том, что тормоза являются одним из важнейших элементов автомобиля, не нужно убеждать ни одного водителя. Они несут основную ответственность за безопасность всех участников дорожного движения. Вот почему так важно постоянно проверять их состояние и заменять изношенные детали новыми. Также стоит отметить, что тормозные диски и колодки играют ключевую роль при остановке автомобиля.

Эта система массово появилась в автомобилях во второй половине двадцатого века после гонки в Ле-Мане, во время которой автомобили, оснащенные дисковыми тормозами, оставляли далеко позади конкурентов с тогдашними широко используемыми барабанными. За прошедшие годы тормозные диски претерпели, конечно же, модификации, поэтому сегодня водителям предлагаются решения, обеспечивающие максимальную безопасность и комфорт.

Принцип работы тормозных дисков

Ключевой момент при торможении - это когда водитель воздействует на педаль тормоза. При этом кинетическая энергия автомобиля преобразуется в тепловую энергию. Выделение тепловой энергии зависит в первую очередь от веса автомобиля и скорости, с которой началось торможение. Следует подчеркнуть, что наибольшее количество тепла накапливается в тормозных дисках. После превышения теплоемкости дисков их эффективность торможения резко снижается, что в лучшем случае приведет к посещению мастерской. Фрикционные элементы могут быть разрушены. Появляются трещины и деформация диска, которые мешают дальнейшему вождению. По этой причине настоящая задача для конструкторов - правильно выбрать материал. В настоящее время большинство производимых тормозных дисков изготовлены из стали или чугуна. Эти сырьевые материалы характеризуются высокой теплоемкостью и работают даже тогда, когда температура в тормозной системе превышает 1000 градусов по Цельсию. В спортивных автомобилях и транспортных средствах, подвергающихся воздействию экстремальных условий вождения, диски изготовлены из керамических или углеродных композитов, которые еще более устойчивы к высоким температурам и, следовательно, отличаются исключительной долговечностью. Система охлаждения тоже важна. Чаще всего на тормозных дисках сделаны соответствующие выемки, канавки и отверстия, которые обеспечивают правильную циркуляцию воздуха и в момент торможения вызывают снижение их температуры.

Типы тормозных дисков

До недавнего времени большинство автомобилей были оснащены монолитными тормозными дисками, то есть теми, которые были полностью отлиты из металла. Однако гладкая поверхность способствует очень быстрому нагреву этих элементов и тепло не рассеивается эффективно. Перегрев детали снижает общую эффективность, что делает решение относительно нестабильным. Альтернативой являются вентилируемые диски, которые оснащены многочисленными каналами и лучше охлаждаются в случае резкого торможения, что предотвращает их деформацию. По причине хороших тормозных эффектов они широко используются в спортивных автомобилях. Диски также могут охлаждаться отверстиями, просверленными на его поверхности. В результате охлаждение происходит не только по периметру диска, но и в месте перфорации. Следует помнить, однако, что отверстия могут ослабить поверхность диска, потому что вокруг них создаются напряжения. Разрезные диски являются хорошим решением. Их преимущество состоит и в том, что они эффективно очищают себя от различной грязи и пыли, которая может способствовать снижению трения между блоком и диском и, как следствие, снижению параметров торможения. Канавки с прорезями на поверхности трения обеспечивают идеальное охлаждение диска и, как следствие, продлевают его срок службы. Недостатком решения является тот факт, что в этом случае тормозные колодки изнашиваются быстрее.

Наиболее распространенные причины отказа

Тормозные диски - это элементы, которые требуют особого контроля. Хотя производители стремятся к все более и более долговечному сырью и используют современные технологии для увеличения срока службы решения, случается, что неправильное использование тормозных дисков приводит к их разрушению. Наиболее часты изгибы поверхности в результате прогрева до экстремальных температур и внезапного охлаждения. Это происходит, когда после резкого торможения автомобиль попадает в лужу и на разогретые диски воздействует холодная вода. Сигналом, указывающим на то, что диски могли быть искривлены, являются характерные пульсации педали при торможении и рывки автомобиля. Часто водитель также может наблюдать вибрацию рулевого колеса во время торможения. Тормозные трещины также могут привести к попаданию мусора между фрикционными элементами. Песок, камни и другие частицы вызывают царапины на поверхности дисков. Грязь, вода или отложения, накапливающиеся в канавках, способствуют развитию коррозии. Следует подчеркнуть, что поломки тормозных дисков могут быть вызваны неправильной сборкой.

На хорошее состояние тормозных дисков также влияет отказ других компонентов тормозной системы. Блокировка поршней и зажимов, ржавые или сильно загрязненные направляющие, в которых перемещаются колодки, или недостаточное количество тормозной жидкости являются косвенными причинами чрезмерного использования дисков, обусловливая их более быструю замену. Кроме того, долговечность тормозных дисков может быть сокращена из-за неподходящих привычек людей, управляющих транспортным средством. Длительное торможение при движении по горной местности или постоянное удержание стопы на тормозе повышает температуру диска до таких значений, что он начинает перегреваться.

Как ухаживать за тормозными дисками

Водители часто жалуются на то, что тормозные диски в их автомобиле изнашиваются слишком быстро и вызывают затраты на замену. Между тем, есть несколько способов значительно продлить срок их службы. Для этого рекомендуется использовать торможение двигателем. Это, конечно, не означает, что тормозная система должна быть постоянно не задействована. Тем не менее, стоит ограничить ее участие во время скоростных спусков или во время запланированного торможения на дальние расстояния. Если торможение двигателем недостаточно эффективно, хорошо спланировать остановку автомобиля. По возможности, водитель должен постепенно нажимать педаль тормоза, чтобы предотвратить чрезмерное и резкое замедление. Мягкое торможение позволит эффективно отводить тепло от тормозных дисков и не позволит их поверхности нагреваться. Однако внезапное ускорение и резкое торможение не рекомендуется, поскольку это может привести к повреждению не только тормозных дисков, но и колодок из-за перегрева. Внимание владельца транспортного средства также должно привлекать характерный визг, слышимый при остановке автомобиля. Обычно это означает, что тормозные колодки очень изношены и требуют замены.